Главная » Великая Отечественная война: лебединая династия Смоленского государственного института искусств. Дети страны-победителя: «крылатая» династия

Великая Отечественная война: лебединая династия Смоленского государственного института искусств. Дети страны-победителя: «крылатая» династия

Статья посвящена фактам из жизни и работы В.В.Лебедева и Л.И.Лебедевой, хормейстеров, стоящих у истоков образования учебного заведения культуры и искусств, впоследствии послужившего основой формирования Смоленского государственного института искусств. Автор раскрывает особенности отечественных социальных и политических реалий второй половины ХХ века, демонстрирует знание материала и оригинальный взгляд на роль личности педагога в развитии хорового исполнительского искусства Смоленщины.

В деревне её звали Манечка-Соловейка, так звонко и красиво выводила она витиеватые вариации народных песен, такой душевностью их наполняла!.. Простая сельская многодетная семья, жили крестьянским трудом, редко кто «выбился в люди», а вот она – получила педагогическое образование, стала учительницей. Теперь уже не просто Манечкой звали, а Марией Алексеевной Сычёвой. Сыч – птица серьёзная, но Манечка этой сердитой серьёзности не ведала, скорее, застенчивостью отличалась, а уж если петь начинала, то голос летел, словно у него, отдельно от Манечки, вырастали собственные большие сильные крылья…

Замуж вышла за совхозного агронома, красавца, на гитаре играл, на велосипеде ездил, покорил Соловейкино сердечко… В 1937-м родилась Светочка, весной 41-го – Лариса, и – как гром с ясного неба – война! Мужа мобилизовали в начале осени, он прислал единственное письмо, написанное в поезде: «Мария, обнимаю тебя и детей. Везут нас в тот город, где мы были прошлым летом…» (названия населённых пунктов, куда направлялись войска, цензура всё равно вымарала бы, – догадался иносказательно напомнить ей про Ленинград).

Потом ей сказали, что был бой у железнодорожной станции Кириши, под Ленинградом. От Ивана Семёновича Грицкова не осталось ничего, никто не видел его смерти (да и сколько их там осталось, сгоревших в пожарище боя, неопознанных среди кровавого месива?..), и пришла бумага: «Пропал без вести». Но это всё – потом, а пока было совсем страшно…

До Смоленщины фашисты докатились неимоверно быстро. Уехать простые люди, «не-начальники», никуда не успели, вначале школьное начальство говорило: «Не смейте сеять панику! Не вздумайте бежать, вас «посадят» как паникёров!», а потом – сами в одночасье уехали, а учителей оставили, и детки маленькие, ну, куда с ними денешься?.. Немцы заняли хату, а хозяйку с детьми выгнали. Переселились в землянку, ни работы, ни еды не осталось, холод и голод… Поздней осенью и оттуда погнали, взяла Лорочку на руки, Светочку посадила на саночки и пошла за 30 вёрст из Тёмкинского района к сестре в Исаково, вдвоём-то, может, удастся выжить и деточек «вытянуть»?..

Остановились передохнуть в Доме инвалидов, а фашисты налетели и выгнали на улицу всех, кто мог ходить. Старшая медсестра отказалась покинуть больных, с нею осталось ещё несколько человек из медперсонала. Двери заколотили, облили бензином и подожгли. Не нужны Великой Германии инвалиды!.. Сколько потом об этом вспоминала – как люди кричали в огне, – руки ходуном ходили, голова тряслась…

Трудно было «под немцем», ходили работать на железную дорогу, таскали тяжеленные сваи – детей-то надо было кормить… Не до песен было. Трудно и потом, когда освободили, на всю жизнь клеймо – «муж пропал без вести, а сами в оккупации», но потихоньку всё выправилось, Мария снова стала учить детей, работала в школе-интернате (на фото она – в центре, и дочери: слева – Светлана, справа – Лариса).

Мария Алексеевна организовывает хор и драмкружок в деревне, ставят спектакли, поют советские песни (народные – считались отголоском прошлого, со сцены их не пели, только на посиделках, свадьбах). На смотре художественной самодеятельности в Вязьме заняли I место, за это наградили поездкой в Москву на экскурсию!

Дети подрастали, сначала Света поступила учиться в культпросветучилище, а потом и Лорочка уехала учиться «на златошвейку» в Торжок, и вдруг созналась маме, что к ним приезжали артисты из Калининского музыкального училища, и её «отобрали», позвали учиться «на певицу»! Год «златошвейной» учёбы даром не прошёл, привил усидчивость, настойчивость в труде, любовь к красоте и аккуратности.

Училась 17-летняя «певица» на дирижёрско-хоровом отделении. И только музыканты могут понять, чего стоит начать постигать нотную грамоту во взрослом возрасте, сколько труда приходилось приложить, чтоб овладеть фортепиано, как тяжелы были задачки по гармонии!.. Это только в кино Фрося Бурлакова запела: «Эх, вдо-о-оль по Пи-те-ерской!», кулаком стукнула – и всё, она уже в консерватории! А в реальной жизни – только постоянный, каждодневный, без выходных и праздников, многочасовой труд может из сельской девочки сделать музыканта. Помог характер – «в маму»,  трудилась и пела, врождённый оптимизм не позволял пасовать перед трудностями, а в душе – навсегда осталась той восторженной девчонкой, которую позвали «на певицу» учиться…

Как-то уже на последнем 4-м курсе проходила мимо приоткрытых дверей концертного зала и услышала настоящего Хана Кончака: «Здоров ли, Князь? Что приуныл ты, гость мой? Что ты так призадумался? Аль сети порвались? Аль ястребы не злы, и с лёту птицу не сбивают?..» Был Кончак колоритен, черноволос (вьющейся «шапкой»), усат и басил колоритно, по-хански. Так что «ястребы» сбили птичку с лёту, хотя «Кончак» и был первокурсником, и звался на самом деле Валеркой.

В те годы как раз случилось великое сокращение лётного состава либералом Н.С.Хрущёвым, и лётчик-лейтенант Валерий Лебедев был поставлен перед выбором: летать или пойти учиться профессионально музыке? В детстве учился недолго в музыкальной школе, играл на баяне, петь любил, а после того, как сформировался красивый низкий баритон, петь тянуло всё больше и больше. Да и друг детства Муська говорил: «Учись петь, и – главное – по-итальянски, это лучшая школа, и, главное: её любят девочки!». Наверное, возрастающая известность Муслима Магомаева, ученика матери Валерия, Валентины Михайловны Шульгиной, его восходящая в те времена счастливая звезда, его успехи и вдохновили друга на такую кардинальную перемену в жизни. Вот то самое фото из семейного архива с «легендарным» советом «от Муслимчика»:

А когда познакомился Кончак-Валерий со своей будущей женой, оказалось, что детство у них очень похоже, с одной лишь разницей – война не только отняла у мальчика отца (ополченец, пропал без вести в окопах Ленинграда), но и надолго разлучила с мамой. Трёхлетнего Валерика вместе с пятилетней сестрой Аллочкой вывезли из блокадного Ленинграда по Ладоге на одной из последних барж, а мама, работник Ленинградского радиокомитета, вынуждена была остаться: уехать было нельзя – вывозили только детей, взрослые работали и защищали город.

Это было одно из самых страшных воспоминаний всей его жизни – сверху на баржи пикируют чёрные самолёты, всё грохочет, их прикрывает собой грузная воспитательница, которую все звали Нянька. И вдруг – тишина, только по Ладоге плывут детские панамки, башмачки, куклы… Уцелела одна их баржа, остальные разбомбили. А потом, уже после долгой дороги на поезде, когда снова попали под бомбёжку, они несколько недель шли пешком, поздней осенью, – трёх-, четырёх-, пятилетние… Нянька несла кого-то на руках, ночевали в стогах сена, в каких-то деревеньках. А когда воспитанники детского дома дошли до места, куда должны были прибыть, Нянька легла и умерла, а он всё ждал её и не понимал, зачем её закопали «под землю»…

А мать, в недалёком прошлом – блестящую выпускницу класса профессора Л.В.Николаева Ленинградской государственной консерватории, полуживую от голода и цинги, тоже вывезли из Ленинграда по Ладоге, но только уже в конце зимы 1942-го, – по Дороге Жизни, на полуторке…

О том, что дети живы, узнала в конце 1943-го, а встретились они уже после окончания войны, когда В.М.Шульгина вернулась из далёкой Чувашии в город Вышний Волочёк Калининской области, работать в театре и музыкальной школе. Клеймо «жены пропавшего без вести» не позволило остаться в Северной Столице, а в Вышнем Волочке появилось жильё и вместе с ним – возможность забрать сына из эвакуированного на Урал детского дома.

В Вышневолоцкий драматический театр приехала работать красивая молодая актриса, Айшет Ахметовна Кинжалова, приехала с сыном Муслимом, мальчика определили в музыкальную школу, в класс В.М.Шульгиной, которая сразу и навсегда стала его «любимой учительницей», о чём он впоследствии неоднократно упоминал в своих интервью и книге воспоминаний [3].

Вот ещё фото из семейного архива: М.М.Магомаев на сцене в роли Фигаро.

В письмах повзрослевший Муслим всегда передавал приветы другу детства Валерке, интересовался его успехами в вокале. А сам Валерий женился на первом же курсе музыкального училища и перевёлся в 1961 году из Калининского музыкального училища в Смоленское. Жену распределили работать в открывающееся Смоленское культурно-просветительное училище (она была первым музыкантом в новом учебном заведении) [2]. Вокального отделения в Смоленске тогда не было, и Валерий закончил дирижёрско-хоровое отделение. Поступил в Ленинградскую консерваторию («по стопам матери»), но заочно, – нужно было трудиться, содержать молодую семью с ребёнком, оплачивать съёмную квартиру…

Работать в Смоленское культурно-просветительное училище он пришёл в 1964 году, наверное, хотелось быть рядом с женой, к этому призывала и фамилия молодой семьи – Лебедевы. Лебеди очень верные птицы, они выбирают себе пару на всю жизнь и летят по жизни только вместе. Жили работой. Все разговоры были только о ней! Спорили, учились друг у друга, принимали гостей (друзья-коллеги с удовольствием заходили «к Лебедям»), пели под аккомпанемент старенького «Менцеля» так, что под балконом останавливались прохожие – послушать, а потом аплодировали и кричали: «Браво! Ещё! Спойте ещё!» Останавливались просто так, незнакомые люди…

В 1967-м получили свою квартиру. Учились, ездили на сессии (он – в Ленинград, она – в Москву, во МГИК), занимались, «жили» своей профессией, воспитывая и себя, и дочку, и своих студентов. Понимали главное: только любя своё дело, можно быть действительно счастливым, – петь будешь от души, и работаться будет легко, несмотря ни на какие трудности!

Внезапно страна вспомнила о своём народном искусстве, и оказалось, что народная песня ничуть не хуже авторской советской, – она жива, востребована, её помнят и поют в «глубинке» в том замечательно-первозданном виде, который оттачивался веками. Лариса Ивановна, хормейстер, руководитель училищного Ансамбля песни и танца, ездила со студентами в фольклорные экспедиции, – записывали и расшифровывали традиционный песенный фольклор Смоленщины, сравнивали манеру исполнения различных районов. Записали много песен и в исполнении её мамы, Марии Алексеевны. Обрабатывали их для ансамблевых и хоровых составов, исполняли – со сложнейшим мелодическим и ритмическим рисунком, богатством мелизматики. Училищный студенческий хор пел a'capella шестиголосие!

С 1989 года культурно-просветительное училище получило статус училища культуры, а позже – высшего училища-колледжа культуры и искусств. К Ларисе Ивановне Лебедевой ехали учиться изо всех районов Смоленской области, ехали «на имя», именно к ней! Уже выросли первые поколения её студентов, создали свои семьи, собственных деток привозили учиться, набор был – по 15 студентов на курс!

Отдельные, наиболее талантливые выпускники специальности «Хоровое дирижирование» защищались не только как руководители народного хорового коллектива, но и в качестве сольных исполнителей, после чего их без экзаменов, «переводом», принимали на 3-й курс Московского государственного университета культуры! Председателями Государственных аттестационных комиссий были ведущие педагоги МГУК. Когда на Государственной аттестации специализации «Народный хор» в 1996 году был показан музыкальный спектакль по мотивам повести Вл.Войновича «Владычица» (авторство сценария принадлежит Л.И.Лебедевой), аттестационная комиссия во главе с доктором педагогических наук, профессором МГУК Владимиром Ивановичем Закутским, рукоплескала стоя! Стоя и вытирая слёзы, – такое сильное эмоциональное впечатление произвело на них выступление выпускного курса! И студенты – участники спектакля – тоже плакали, не стесняясь, прямо на сцене…

Снимок участников и руководителей спектакля. Пятнадцать человек – курсовой хор (хормейстер Л.И.Лебедева – в центре)!..

Со времени образования трёхзвенной структуры «детская школа искусств – колледж – вуз» Лариса Ивановна начала работать не только в колледже, но и с детским коллективом ДШИ. Деток брали учиться всех, без выбора – больших и маленьких, «заводных» и «диких», способных и «гудошников», – всем были открыты двери в увлекательный мир искусства! По настоянию руководителя, занятия проводились в присутствии родителей. Всем было интересно – и «артистам», и зрителям, только ещё больший кураж навевало присутствие мам и бабушек! По эскизам препдавателя мамы пошили деткам народные костюмы, проявив недюжинные таланты. И сама она проводила репетиции в народной блузе с собственноручной вышивкой. Конечно, для руководителя это был гигантский труд. За два часа репетиции ни передохнуть, ни расслабиться, дети постоянно требовали внимания, но результаты были грандиозны: ко второму году обучения дети уже пели двухголосие, «гудошники» выправлялись, начинали интонировать! Через много лет, встречаясь случайно на улице, они бросаются с объятиями к своему любимому с детства человеку, делятся всеми радостями и горестями, как в далёком детстве…

Более 35 лет Л.И.Лебедева работала с народными коллективами Смоленской Медицинской академии и ДК посёлка «Пригорское». За свою трудовую деятельность получила несметное количество Похвальных грамот и Благодарственных писем, была удостоена звания Заслуженного работника культуры России, ордена «Знак Почёта», в 2004 году из рук президента Б.Н.Ельцина получила награду как Лауреат Национальной премии «Душа России». Её собственная душа неразрывно связана с нашей прекрасной Смоленщиной, с сохранением её песенных традиций!

Студенты колледжа 1990-х – начала 2000-х годов демонстрировали высокий уровень подготовки не только на специальных дисциплинах. На экзаменах по дирижированию в классе Валерия Всеволодовича Лебедева звучали «Сцена под Кромами» М.П.Мусоргского, хоры народа из оперы-кантаты С.Василенко «Сказ о граде великом Китеже» и оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» («Солнцу красному слава»), хор «Дума над Волгой» из сюиты В.Макарова «Река-богатырь»… Валерий Всеволодович на занятиях часто сам садился за рояль, – освоив инструмент уже во взрослом возрасте, играл лучше многих пианистов, обучавшихся с детства (на фото В.В.Лебедев, руководитель и концертмейстер, после концертного выступления хорового коллектива).

Дисциплина «Дирижирование» у студентов специализации «Народный хор» не выносилась на Государственные экзамены, практически, не включалась в конкурсы, не представлена внешне (наличием дирижёра перед коллективом) в концертных выступлениях. Но кем может быть учтён тот труд преподавателей классов хорового дирижирования, который «лепит» настоящего профессионала, превращает вчерашних школяров в деятельных руководителей хоровых коллективов, формирует грамотных специалистов в своей профессии?!

Они вместе отдали учебному заведению целую жизнь: 44 года – Лариса Ивановна, 37 лет – Валерий Всеволодович (а сейчас в Смоленском государственном институте искусств уже более 30 лет работает их дочь). Дети Великого СССР, выстоявшего в страшной битве, освободившего Землю от фашистской чумы, они созидали и строили мир вместе со своим государством, высоко ценили, любили свою страну, накрепко «вросли» в её историю. И, оглядываясь назад, ни на что не променяли бы свою Родину и свою профессию «длиною в жизнь»…

Его не стало три года назад, за месяц до 80-летнего Юбилея… А она, не обращая внимания на возраст, всю страсть своей души, волю, опыт, знания – вкладывает в профессию. Отметил 5-летие ансамбль песни «Русская душа» Смоленской областной филармонии, инициатором создания, главным хормейстером и художественным руководителем которого является Л.И.Лебедева (из восьми участников ансамбля пятеро – выпускники Смоленского государственного института искусств) [1].

Почти 60 лет она учит молодёжь и сама учится у неё, излучая энергию и получая её из красоты родного, русского, славянского искусства, простого и лучезарного, доброго и мелодичного, духовно богатого и такого искреннего!.. Благодарная смоленская публика называет её «Музыкальной Легендой Смоленщины», а песни её мамы, Манечки-Соловейки, звеня юными голосами, летят над Смоленскими просторами!..