Молодые балетмейстеры воспитываются на дисциплине "Мастерство хореографа". Предмет “Мастерство хореографа” является одной из основных дисциплин в подготовке и воспитании специалистов хореографического искусства высшего учебного заведения. Цель данной дисциплины – приобретение знаний и умений по сочинению учебных танцевальных комбинаций, этюдов, танцевальных номеров, композиций для детей, хореографических миниатюр, крупных хореографических форм. Для этого необходимо научить студента мыслить хореографическими образами, сделать его способным к художественно-чувственному восприятию мира, а также развить творческую фантазию, тонкое и дифференцированное слышание музыкальной звуковой ткани, чувство композиции и художественной формы, педагогические и организаторские навыки. Одной из главных задач, которые стоят перед преподавателем – это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, творчески самостоятельно, со своим мышлением и почерком.
Дисциплина «Мастерство хореографа” тесно связана со специальными дисциплинами, с общими гуманитарными, социально-экономическими, а также с циклом дисциплин специализации (народно-сценический танец, русский танец, классический танец, современные направления в хореографии, историко-бытовой танец и др.).
Изучение данной дисциплины призвано развить у студентов умения и способности применять полученные знания в своей практической деятельности. Она суммирует знания, получаемые студентами на занятиях по профилирующим дисциплинам, и приводит их в целостную систему знаний и навыков.
На первом году обучения (1 семестр) студенты под руководством преподавателя сочиняют комбинации на основе пройденных элементов русского танца (моталочка, ковырялочка, дробные) и этюда на ходах и проходках русского танца.
Понятие “танцевальная комбинация” можно определить как органическое сочетание движений, жестов, мимики в определенном, периодически возобновленном композиционном построении, драматургическом развитии, имеющем временную длительность. Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства. В ее структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее и “завершающая точка”, которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы.
В процессе подготовки к сочинению танцевальных комбинаций преподаватель представляет некоторые приемы их построения:
Преподавателем дается задание – сочинить этюд (на ходах и проходках русского танца), в котором бы органично сочетались танцевальный текст с пространственным строением.
Мы представляем творческую работу по дисциплине «Мастерство хореографа» студентов 1 курса специальности Народная художественная культура, специализации Народный танец Смоленского государственного института искусств.